Рубрики

Что такое ROI

Ольга Андреева
Финансовый консультант
Расскажем, что это такое ROI (Return On Investment) простыми словами. Для чего надо считать коэффициент возврата инвестиций, формула расчета на примерах. Разница между ROI, ROMI и ROAS.
9 минут
31.12.23

Зачем рассчитывать ROI инвестору

ROI — это показатель эффективности и прибыльности бизнеса. Он показывает, насколько окупаются инвестированные в него средства. Говоря простыми словами, ROI представляет собой коэффициент возврата вложений.

Помимо своего основного назначения, показатель также позволяет:
  • оценивать размер первоначальных вложений в проект;
  • определять, сколько средств понадобится для функционирования организации;
  • устанавливать стратегию по масштабированию и развитию бизнеса;
  • выбирать наиболее продуктивные для бизнеса каналы продвижения;
  • не допускать избыточных и неэффективных вложений в проект.

Формула расчета ROI

Существует несколько модификаций формулы, позволяющей рассчитать показатель. Для начала рассмотрим наиболее простую вариацию, которая широко используется инвесторами.

ROI = (Доход от инвестиций – Размер инвестиций) / Размер инвестиций × 100%

Данная формула предназначения для упрощенного анализа и дает ответ на вопрос о том, окупаются ли вложения в проект. Если вы получили значение, которое составляют больше нуля, значит, ответ положительный. Если же полученное число — отрицательное, это показатель нерентабельных инвестиций в бизнес.

Есть и более сложные вариации формулы, которые позволяют получить дополнительную информации. Как пример, приведем формулу для расчета того, насколько увеличился бюджет по итогам заданного периода.

ROI = (Размер вложений по итогам заданного периода + Доход по итогам заданного периода – Размер вложенных средств) / Размер вложенных средств

В чем отличия ROI от других показателей

ROI часто путают с другими показателями: такими, как ROMI и ROAS. В некоторых случаях их и вовсе обобщают, используя обозначение ROI, чтобы избежать недопониманий. При этом показатели имеют различия. Главное из них состоит в том, что ROI учитывает все инвестиции, которые были вложены в проект, а ROMI и ROAS — только траты на маркетинг и рекламу соответственно.

Также вместе с ROI часто упоминают и другой показатель — ДРР. Он обозначает долю рекламных рынков и отражает ту часть доходов от рекламы, которая идет на ее реализацию. Разница между ROI и ДРР в том, что при благоприятных обстоятельствах первый коэффициент должен быть высоким, а второй — низким.

Какой показатель ROI считается нормальным

Показатель ROI используется в различных сферах деятельности. Поэтому сложно определить единое значение, характеризующего эффективность. В большинстве случаев инвестиции считаются рентабельными, если показатель ROI — положительный, то есть больше нуля. Соответственно, если значение отрицательное, проект является неэффективным.

Как и большинство модификаторов, ROI наиболее показателен при сравнении организаций, которые принадлежат к одному сектору экономики. Для каждого из направлений есть собственные рекомендации по анализу ROI:
Бизнес
Положительным считается значение, превышающее 10%. Это показатель рентабельности проекта, окупаемости вложений и признак того, что он является прибыльным;
Маркетинг
Если говорить об инвестициях в рекламу, то ROI в этом случае должен составлять 100% и более. Если показатель меньше этого значения, это говорит о том, что вложения не окупаются;
Фондовая биржа
Для участников данного рынка ROI не является важным показателем, определяющим ход сделки. Активы, представленные на бирже, могут изменяться в стоимости несколько раз за день, поэтому зачастую ROI не определяет ценность финансового инструмента.

Пример расчета ROI на рынке ценных бумаг

Смоделируем ситуацию: в декабре вы приобрели акцию, которая стоила 5 000 рублей. При этом по ценной бумаги начислялись ежемесячные дивиденды — 100 рублей. Когда в мае актив вырос в стоимости, и его цена составляла 10 000 рублей, вы решили его продать. Используем формулу расчета ROI, чтобы определить, были ли ваши вложения рентабельными. Для начала необходимо посчитать прибыль, которую вы получили с декабря по май.

(10 000 ₽ – 5 000 ₽) + (100 ₽ × 6) = 5 600 ₽

Затем определим показатель ROI по формуле, которую мы рассматривали выше.

ROI = 5 600 ₽ / 5 000 ₽ × 100% = 112%

Из вычислений следует, что каждый инвестированный вами рубль принес доход, равный 1,1 рубля чистого дохода. Полученные результат говорит о том, что вложения были рентабельными, а сделка — выгодной.

Какие ошибки возможны при расчете ROI

При вычислении показателя можно допустить ошибки, которые приведут к неточностям и некорректным результатам. Рассмотрим некоторые из них:
Игнорирование сопутствующих расходов
При расчете ROI следует учитывать все аспекты, которые повлекли дополнительные издержки: например, налоговые выплаты, эксплуатационные затраты и так далее. Если не включить в расчет все статьи расходов, полученный показатель будет необъективным;
Не все каналы продаж учтены
В качестве прибыли необходимо рассматривать все источники, которые приносят вам деньги. Допустим, вы делаете ставку на оптовые следки, но также продаете товар в розницу. Хоть это и не основной источник прибыли, средства, полученные от единичных сделок, также стоит включить в совокупную прибыль;
Путаница в отчетах
Перед тем, как рассчитывать ROI, удостоверьтесь, что у вас есть все необходимые данные, а также, что они не разнятся. Для вычислений вам понадобится ряд отчетов: по прибыли, по маркетинговым расходам и так далее. Необходимо сопоставить их, чтобы информация во всех источниках была одинаковой.

Преимущества и недостатки ROI

К преимуществам ROI можно отнести:
Простоту расчетов и универсальность показателя: его можно использовать, чтобы соотносить результаты разных периодов одной компании, а также сравнивать между собой значения нескольких организаций;
Возможность отслеживания эффективности принятых решений и способность быстрой реакции в том случае, если бизнес-стратегия будет показывать отрицательные результаты;
Адаптивность показателя, которая выражается в его применимости не только в сфере бизнеса, но также и в других областях: например, маркетинге, рынке ценных бумаг и так далее.

Помимо явных достоинств, ROI имеет и ряд недостатков:
Неспособность объективно отразить общее положение дел: для этого коэффициент необходимо применять совместно с другими показателями, ведь на основе только одного ROI сложно делать комплексные выводы;
Отсутствие возможности составить прогноз на будущее и выявить потенциально эффективную стратегию. Показатель позволяет оценить только рентабельность уже вложенных средств;
Прямое соотношение с видом отчетности, принятой в организации: так как для расчета ROI необходимы данные бухгалтерского учета, то и результат вычислений зависит от методов конкретной компании.

Чем отличается ROI от ROMI и ROAS

Наряду с ROI также используют и другие показатели: ROMI и ROAS. Рассмотрим, для каких целей они применяются и чем различаются:
1
ROMI (Return on Marketing Investment)
Это показатель, который отражает коэффициент возврата от вложенных в маркетинг инвестиций. В эти затраты включаются расходы на рекламу, продвижение, заработную плату специалистам, принимавшим участие в проекте, и так далее. Для расчета ROMI используется формула, схожая с формулой ROI. Различие состоит в том, что в вычислениях учитываются только те средства, которые были инвестированы в маркетинг;

ROMI = (Прибыль – Средства, вложенные в маркетинг) / Средства, вложенные в маркетинг × 100%
2
ROAS (Return on Ad Spend)
Показатель рентабельности средств, инвестированных в рекламу. В отличие от ROMI и ROI, показатель рассчитывается только с учетом вложений в рекламные проекты, а остальные статьи расходов не включаются в инвестиционные затраты. Также коэффициент позволяет определить наиболее эффективную рекламную кампанию из ряда запущенных и выяснить, окупаются ли вложенные средства.

ROAS = Прибыль от рекламы / Средства, инвестированные в рекламные проекты × 100%

Что означает отрицательный ROI

Если в результате расчета ROI у вас получилось отрицательное значение, это говорит о том, что вложенные инвестиции не окупаются, а бизнес в данный момент — нерентабелен. Показатель со знаком минус — это сигнал о том, что стоит пересмотреть стратегию развития проекта, а также по возможности сократить расходы на ряд статей.
Как вам статья?
Предыдущая статья
Что такое риск-профиль и как его определить?
Прогноз цены: как применять технический и фундаментальный анализ рынка
Следующая статья