Портфели как ультра-, так и хайнетов довольно похожи. Разница в том, что у ультрахайнетов появляются специфические модели потребления: они инвестируют в предметы роскоши — яхты, личные самолёты, коллекции автомобилей. Хайнеты себе такого позволить не могут.
Типовая структура активов и хайнетов, и ультрахайнетов выглядит так: 25% вкладывают в коммерческую недвижимость, 16% — в недвижимость свою или для сдачи в аренду, 24% составляет бизнес, по 6% приходится на предметы коллекционирования вроде вин и еще 6% — на инвестиционные активности не связанные с финансовыми инструментами. Их сложно структурировать — это может быть что угодно, от марок до самолётов. До четверти портфеля занимают традиционные финансовые активы: акции и облигации.
У хайнетов, которые состоят на госслужбе, привычки другие: для них работают законодательные
ограничения в возможностях распределения капитала по активам. В частности, чиновникам нельзя покупать ценные бумаги, если это приводит к конфликту интересов. Например, руководство ЦБ не должно приобретать акции коммерческих банков, а топ-менеджеры Минсельхоза - агрохолдингов. В целом же в России и за рубежом управление активами очень похоже, вплоть до десятых единиц процента.
Внутри портфеля финансовых инструментов привычки хайнетов тоже совпадают. Это связано с их основной задачей – не накопление, а сохранение капитала. Они не стремятся зарабатывать, их основная задача — сберечь.
В типовом виде инвестиционный портфель миллионера выглядит так: 65% облигаций и 35% других бумаг. Иными словами, наблюдается большой сдвиг в сторону низкорисковых инструментов.
Схожесть финансовых привычек объясняется тем, что хайнеты не управляют своими деньгами сами. В подавляющем большинстве случаев они обращаются к финансовым консультантам. На Западе широкое распространение получили семейные офисы - организации, занимающиеся управлением капиталами богатых кланов. Первый такой офис
открыл Джон Рокфеллер-старший ещё в 1882 году. С тех пор успел сформироваться рынок подобных фирм, которые управляют активами семей на протяжении нескольких поколений. В России подобного рынка не сформировано по понятным причинам – страна живёт в рыночной экономике столь недолго, что первое поколение капиталистов не успело смениться. Российские хайнеты предпочитают формировать команду под себя, а не пользоваться уже представленными на рынке компаниями.
С ростом состояния людей растёт и понимание, что правильнее иметь финансовых консультантов. Для финансовых активов это советники, профессиональные брокеры, для недвижимости — агентства. Люди перестают самостоятельно управлять своим состоянием, потому что им некогда и потому что начинают понимать: каждый должен заниматься своей работой.