Особые экономические зоны — территории с особым статусом. При вложении в производство этой зоны инвестор получает налоговые и таможенные льготы, тогда как федеральный бюджет обеспечивает социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру (дороги, автобусы, коммуникации). На создание ОЭЗ из федерального бюджета было выделено 136 млрд рублей с 2006 года, подсчитала Счётная палата.
С 2006 по 2018 инвесторы вложили почти 370 млрд руб. и создали более 37 000 рабочих мест. Однако большая часть инвестиций пришлась всего на четыре зоны: Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и Технополис в Москве. При этом экономического прорыва не наступило, отметила Счётная палата. По мнению аудиторов, компании, успешно работавшие на обычных условиях, получили статус резидента и продолжили ту же деятельность, но с налоговыми льготами.
Не удалось решить и проблему моногородов (городов, построенных ради одного предприятия и с полностью зависящей от него экономикой). Планировалось, что ОЭЗ и технопарки будут создавать рабочие места на разных производствах. Однако население таких городов продолжает сокращаться, а сами жители оценивают ситуацию с работой как с трудом терпимую или даже нетерпимую, приводят
«Ведомости» слова зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Альфии Когогиной. Она добавила, что бизнес рассматривает особый статус территорий не как путь развития, а как способ оптимизации налогообложения.
Подобные решения могут привести к пересмотру налоговых режимов и закрытию ряда неэффективных ОЭЗ и технопарков. Это значит, что предприятия, работающие в них, лишатся налоговых льгот, что приведёт к сокращению прибыли и снижению котировок их акций. Перед тем, как вкладывать деньги в бумаги крупных промышленных компаний, следует обратить внимание на то, есть ли у них активы в ОЭЗ или их крупных поставщиков, которые могли бы поднять цены при выходе из льготных режимов налогообложения.