Рубрики
Итоги недели:
обвал рынков из-за коронавируса, неэффективные особые экономические зоны и перспективы транспорта
Российский рынок проседает из-за коронавируса

Российский рубль и акции дешевеют: доллар с середины февраля подорожал на примерно на 4 рубля, евро — на 5 рублей. Фондовые индексы с начала недели обвалились на 10,89% (Мосбиржа) и 15,32% (РТС). В мире также происходит падение биржевых индексов: в четверг американские индекс S&P и индекс Dow Jones снизились на 4,42%, а индекс NASDAQ Composite — на 4,61%.

Снижаются и котировки нефти — 21 февраля баррель Brent стоил $58,5, а 28 февраля торгуется в районе $49,8.
Что это значит
Значительная часть мировой экономики зависит от китайского производства. Пока китайские заводы не работают из-за карантина, по всему миру компании теряют прибыль. Подробнее о том, как влияет коронавирус на экономику, мы разбирались в предыдущих выпусках «Итогов недели».

Эксперты ожидают затяжного снижения котировок акций по всему миру, в том числе и в России. Не исключён даже глобальный спад экономики. На российские активы дополнительно влияет снижение цен на нефть — в Китае сократился спрос на это сырьё, что привело к увлечению запасов и снижению цены.

Однако снижение цен на акции открывает две возможности. Первая — «шортить», то есть играть на понижение. Как это делать, можно узнать здесь. Кроме того, снижение акций позволяет купить их дешевле в ожидании роста.

На фоне новостей о коронавирусе растут так называемые защитные активы, в которые вкладывают деньги во время нестабильности на рынках — драгоценные металлы и гособлигации. В частности, банк Goldman Sachs прогнозирует рост золота до 1800 долларов за унцию при текущей цене в 1650.

В ближайшее время рынки будут очень чувствительны к появлению новостей из Китая и новых данных о распространении коронавируса в мире.
Центробанк обнулит свою комиссию в Системе быстрых платежей (СБП)

Переводы физлиц в Системе быстрых платежей (СБП) станут бесплатными для банков. Такое решение принял Совет директоров Центрального банка. В течение 2019 года для банков уже действовал льготный период, когда Банк России не брал с них плату за операции в СБП.
Что это значит
Система быстрых платежей — ИТ-инфраструктура, которая позволяет переводить деньги с карты на карту только по номеру телефона. При этом не важно, в каких банках открыты карты, переводы доступны между разными кредитными организациями. Также система позволяет оплачивать покупки QR-кодом — достаточно отсканировать его смартфоном, подтвердить платёж и деньги отправятся на счёт юридического лица.

Главное условие: оба банка, участвующие в операции, должны быть подключены к системе. Актуальный список участников публикует Национальная система платёжных карт.

До 1 января 2020 года для банков эти операции были бесплатными, но затем регулятор начал брать комиссию в равной степени как с банка-отправителя, так и с банка-получателя: от 5 копеек до 3 рублей. Обычные переводы с карты на карту по реквизитам были и остаются платными почти во всех банках.

В свою очередь для пользователей каждый банк устанавливает свои комиссии, нередко закладывая в них значительную маржу. По словам зампреда Центрального банка Ольги Скоробогатовой, несмотря на нулевые комиссии и себестоимость, некоторые игроки вводят для клиентов тарифы в размере 1–1,5%, то есть как по карточным транзакциям. Однако большинство банков предоставляли услуги в системе бесплатно, сообщает РБК со ссылкой на ЦБ.

По задумке регулятора, обнуление комиссии должно сделать переводы для пользователей бесплатными или очень дешёвыми. Если же банки будут завышать комиссию, ЦБ установит её верхний предел. Аналитики полагают, что ЦБ настаивает на внедрении системы быстрых платежей по двум причинам: избавиться от «зарплатного рабства», когда работодатель навязывает свой банк для получения зарплаты, и разрушения монополии Сбербанка на рынке быстрых переводов по номеру телефона.
Счётная палата назвала льготные налоговые режимы неэффективными

Льготные режимы для отдельных зон в регионах так и не стали способом поддержки экономики: реального эффекта от их введения пока нет, сообщают «Ведомости» со ссылкой на отчёт Счётной палаты.

Речь идёт об Особых экономических зонах (их в России 26), территорий опережающего социально-экономического развития (их 85) промышленных парков и индустриальных кластеров (61 и 45 соответственно). Инвестиции в них не приносят эффекта, уверены в Счётной палате.
Что это значит
Особые экономические зоны — территории с особым статусом. При вложении в производство этой зоны инвестор получает налоговые и таможенные льготы, тогда как федеральный бюджет обеспечивает социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру (дороги, автобусы, коммуникации). На создание ОЭЗ из федерального бюджета было выделено 136 млрд рублей с 2006 года, подсчитала Счётная палата.

С 2006 по 2018 инвесторы вложили почти 370 млрд руб. и создали более 37 000 рабочих мест. Однако большая часть инвестиций пришлась всего на четыре зоны: Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и Технополис в Москве. При этом экономического прорыва не наступило, отметила Счётная палата. По мнению аудиторов, компании, успешно работавшие на обычных условиях, получили статус резидента и продолжили ту же деятельность, но с налоговыми льготами.

Не удалось решить и проблему моногородов (городов, построенных ради одного предприятия и с полностью зависящей от него экономикой). Планировалось, что ОЭЗ и технопарки будут создавать рабочие места на разных производствах. Однако население таких городов продолжает сокращаться, а сами жители оценивают ситуацию с работой как с трудом терпимую или даже нетерпимую, приводят «Ведомости» слова зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Альфии Когогиной. Она добавила, что бизнес рассматривает особый статус территорий не как путь развития, а как способ оптимизации налогообложения.

Подобные решения могут привести к пересмотру налоговых режимов и закрытию ряда неэффективных ОЭЗ и технопарков. Это значит, что предприятия, работающие в них, лишатся налоговых льгот, что приведёт к сокращению прибыли и снижению котировок их акций. Перед тем, как вкладывать деньги в бумаги крупных промышленных компаний, следует обратить внимание на то, есть ли у них активы в ОЭЗ или их крупных поставщиков, которые могли бы поднять цены при выходе из льготных режимов налогообложения.
Готов проект транспортной стратегии России до 2036 года

В ближайшие 15 лет в России должен произойти существенный рост грузовых и пассажирских перевозок, а сектор воздушного транспорта вырастет втрое. Такие цифры содержатся в Транспортной стратегии России до 2036 года, о которой сообщает Коммерсант.

При этом чиновники рассматривают два сценария. Оптимистичный предусматривает увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн, развитие автодорожного коридора Европа—Западный Китай и коридоров Север—Юг, полноценное развитие Севморпути (СМП). Приоритетным направлением будет развитие сети федеральных автодорог с инвестициями 11 трлн руб. Следом ожидается рост мобильности населения, который будут стимулировать федеральные и региональные госпрограммы.

Консервативный сценарий предполагает сохранение текущих тенденций развития транспортной системы, которое будет сдерживаться концентрацией населения в крупных городах, низкой инвестиционной активностью, ростом нагрузки на бюджетную систему. Ожидаются повсеместное повышение роли городов и рост городского населения.
Что это значит
В обоих сценариях приоритет отдаётся перевозкам на воздушном и железнодорожном транспорте (прирост к уровню 2018 года на 67–74% и 56–62% соответственно), чуть медленнее будут расти автоперевозки. Рост количества грузов будет достингут не только за счёт увеличения производства в России, но и за счёт транзитных грузов из Европы в Китай и обратно. В долгосрочной перспективе это должно привести к росту бумаг РЖД, если, конечно, стратегия претворится в жизнь.

Однако лидерами транспортной отрасли станут авиакомпании. Авторы стратегии ожидают трёхкратный рост пассажиропотока, что поможет нарастить прибыль перевозчиков. Количество субсидируемых региональных маршрутов вырастет со 130 до 225–235 к 2036 году. Подобный пассажиропоток нужно будет обслуживать, благодаря чему стоит ожидать долгосрочный рост цен на бумаги авиапроизводителей, которые могут принести прибыль инвесторам с горизонтом в несколько лет. Среди авиакомпаний наиболее востребованными окажутся две категории: лоукостеры, которые предлагают наиболее дешёвые перевозки и те перевозчики, в портфеле которых наибольшее количество субсидируемых маршрутов, где часть стоимости билета компенсирует бюджет. Большинство из них находится в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке.

Однако эти прогнозы подтвердятся только при реализации стратегии. Пока перспективы под вопросом — например, холдинг «Аэропорты Регионов» повысил стоимость обслуживания бортов в аэропортах. Это уже привело к отказу лоукостера «Победы» от перевозок в Самару и Ростов-на-Дону. Аналогичный конфликт произошёл с аэропортом Саратова, где S7 сократила частоту рейсов.
Как вам статья?
Читайте ещё