Рубрики

Коэффициент P/S (Цена/Выручка)

Ольга Андреева
Финансовый консультант
Коэффициентом Price to Sales, как правило, называют финансовый показатель, который отображает соотношение рыночной капитализации компании к ее годовойвыручке и помогаетпосчитать, сколько инвестор платит за один рубль дохода.Он рассчитывается с помощью деления рыночной капитализации компании на выручку за последний год или деления цены одной акции на объем выручки на одну акцию. Разберемся в теме подробнее. Читайте статью.


5 минут
29.09.23

Для чего нужен мультипликатор P/S

Коэффициент P/S можно рассчитать 2 способами:

1. С помощью деления рыночной капитализации компании на общий объем продаж за определенный период (обычно 12 месяцев).

2. Путем деления цены одной акции на показатель выручки на акцию.

Текущую цену акций можно найти на сайте бирж, где эти акции торгуются.

Коэффициент P/S относится к мультипликаторам. Это такие расчетные показатели, которые позволяют оценить недооцененность или переоцененность активов рынком, а также сравнивать инвестиционную привлекательность схожих по деятельности компаний. Как правило, они считаются как отношение показателя, отражающего рыночнуюстоимость актива с отчетным финансовым показателем.

Также как и другие мультипликаторы, коэффициент P/S имеет большое значение при сравнении компаний в одном секторе экономики. Так, низкий коэффициент может указывать на недооцененность акций, высокий – наоборот, об их переоцененности.

Для расчета коэффициента P/S обычно используется период за последние 12 месяцев. Показатель, основанный на прогнозе продаж на текущий год, называется прогнозируемым.

Что не учитывает коэффициент P/S?

Во-первых, он не поможет узнать, приносит ли компания прибыль и будет ли в принципе приносить прибыль.

Во-вторых, коэффициент не предоставит информацию о долговой нагрузке или состояние баланса компании. То есть компания, практически не имеющая долгов, будет более привлекательной, чем компания с высокой долговой нагрузкой при одинаковом коэффициенте P/S.Однако сам он этого не отражает.

Какая формула расчета коэффициент P/S

Существуют 2 формулы расчета коэффициента.

Первая и самая очевидная представляет собой:

Капитализациейв данном случае называется стоимость всех выпущенных акций на фондовом рынке компании. Узнать ее можно на:

- Офсайтах компаний

- Бирже ММВБ

- В сервисе Tradingview

Выручка представляет собой объем продаж услуг (продукции). Найти информацию о ней можно в «Отчете о финансовых результатах».

Второй вариант формулы расчета коэффициента может быть через рентабельность продаж:

Демонстрируется прямая связь между ROS (рентабельностью продаж) и мультипликатором P/E (Капитализация / Чистая прибыль).

То есть P/S = рыночная капитализация (Market Cap), поделенная на объем продаж (Sales Ratio), или выручку.

В выражении Market Cap – это произведение рыночной цены акции на общее число акций, торгующихся на рынке. А объем продаж – это денежныесредства, получаемые от реализации товаров и услуг.

Рассмотрим P/S на реальном примере для расчета капитализацией компании

Сделаем это на примере двух компаний: Роснефть и Лукойл.

Капитализация Роснефти равна 3,88 трлн руб., а ее выручка за 2019 год = 8,676 трлн руб. Это означает, что годовой P/S Роснефти = 3,88 трлн руб. / 8,676 трлн руб. = 0,45. Роснефть оценивается рынком более чем вдвое дешевле своего годового объема продаж.

Капитализация Лукойла равна 3,67 трлн руб., а его выручка за 2019 год = 7,841 трлн руб. Это означает, что годовой P/S Лукойла = 3,67 трлн руб. / 7,841 трлн руб. = 0,47. Лукойл также оценивается рынком значительно дешевле своего годового объема продаж, однако несколько дороже в сравнении с Роснефтью.

Применение мультипликатора Р/S для инвестора

Что же показывает мультипликатор P/S и как его интерпретировать инвестору при аналитике компании? Рассказываем.

Мультипликатор Р/S имеетзначение от 0 и более, то отрицательным он быть не может, так как выручка компании всегда положительна в отличие от прибыли.

Нормативным значением мультипликатора для российских компаний считается P/S < 2. P/S < 1 указывает на недооцененность компании на рынке. Что касается отраслей РФ, то ни одна из них не превышает нормативного значения. Это говорит о значительной недооценке отраслей и всего рынка в целом.

Для точной интерпретации стоит сравнить мультипликатор P/S компании с мультипликатором всей отрасли или рынка. А также анализировать его данные в динамике за несколько отчетных периодов или даже лет.

Приведем в пример компанию Ozon. При постепенном снижении данного показателя одновременно растет выручк. Этоговорит о более стремительном росте востребованности продуктов (услуг). Долго такая ситуация длиться не может, и цена акций должна будет расти за объемами продаж. Если же P/S, наоборот, постоянно увеличивается, а уровень дохода остается на прежнем уровне, то рост цены такой акции в дальнейшем может быть не оправдан.

Таким образом, чем ниже значение P/S, тем лучше, и тем меньше инвестор вложит за каждую денежную единицу, получаемой компанией с продаж.

Плюсы и минусы мультипликатора Р/S

Среди основных плюсов мультипликатора выделяют:

- Устойчивость, поскольку продажи менее подвержены волатильности

- Можно рассчитать для компании, имеющей убытки (отсутствует прибыль)

- Легко считается

- Сложно манипулировать значениями объёма продаж

Минусов гораздо меньше. Мультипликатор не дает точного представления о том, насколько компания успешна, иявляется лишь одной из метрик при анализе компаний.

Но не стоит руководствоваться в принятии решения только одним показателем, P/S, как и остальные мультипликаторы, следует использовать в совокупности, чтобы иметь более полную картину.

Инвестируйте из любой точки мира, покупайте и продавайте валюту по выгодному курсу, пользуйтесь умными подсказками и качественной аналитикой.
Приложение БКС Мир инвестиций
Отсканируйте QR-код и скачайте приложение
Как вам статья?