Рубрики
Первый финансовый план:
как научить ребёнка копить
Научить детей планировать свои финансы — непростая задача (особенно, если и сам не очень это умеешь). Про «взрослый» финплан мы уже писали. Теперь решили адаптировать его для детей 9-13 лет. В этом возрасте дети уже понимают, откуда родители берут деньги, и стремятся стать частью «взрослого» мира.

У всех детей есть мечта. Если она материальная, то, скорее всего, речь про гаджет или дорогую игрушку. Объясните ребёнку, что, если всё правильно спланировать и хорошо потрудиться — мечту можно воплотить в жизнь.
Шаг 1. Пишем список желаний
Дети постоянно что-то клянчат. Если поддаться на слёзные уговоры и купить «мечту», вероятно, через пару дней она перестанет радовать. И следующее «купи» вы услышите очень скоро.
Почему так происходит. Дело в психофизиологии: все люди испытывают эйфорию от предвкушения результата. Когда он достигнут — эйфория пропадает. Проще говоря, ожидание покупки гораздо приятнее самой покупки. Плюс у детей часто меняются интересы и настроение: сегодня он хочет одно, а завтра — другое.
Чтобы помочь детям достигать цели, нужно научить их контролировать свои желания: выбирать самые-самые и откладывать их на потом. В этом нам поможет список желаний.
Вот как нужно с ним работать:
  1. Ребёнок говорит, какие вещи он хочет купить.
  2. Записываем в список их названия и цены.
  3. Просматриваем весь список и выбираем 1-2 самые желанные вещи (запускается режим предвкушения!).
  4. Периодически перечитываем список: вычёркиваем то, что уже расхотелось, добавляем новое.
  5. Когда главное желание выбрано — переходим к шагу 2.
Читать ещё
Шаг 2. Превращаем желание в цель
Упрощённо объясните ребёнку метод постановки целей по SMART: чтобы желание исполнилось, его нужно максимально подробно описать и «измерить».
Задайте 3 конкретных вопроса:

  • Какую именно вещь ты хочешь? Какую конкретно модель, в каком магазине собираешься покупать?
  • Сколько она стоит?
  • Когда ты хочешь её купить?
После этого помогите раздробить большую цель на посильные и понятные задачи: сколько нужно откладывать в неделю и в месяц.
Пример

Семиклассник Петя поставил себе цель: купить беспроводные наушники за 5 000 рублей к началу летних каникул. Петя — молодец, цель сформулирована правильно.
Шаг 3. Считаем доходы
Основная статья детского дохода — карманные деньги (мы писали, зачем их давать и как правильно это делать). Посчитайте, какая сумма выходит в месяц.
Пример

Наш Петя получает от родителей 750 рублей в неделю, не считая денег на проезд и школьные обеды. В месяц получается 3 000 рублей. Плюс в мае у него день рождения — бабушка и дедушка обычно дарят ещё 3 000.
Шаг 4. Составляем план
1. Сколько ребёнок хочет откладывать

Чтобы не отпугнуть ребёнка от идеи финансового планирования, начинайте именно с вопроса «сколько ты хочешь откладывать», а не «сколько должен».

Есть две крайности: 1) спускать все деньги на шоколадки и слаймы 2) полностью урезать все удовольствия. Объясните ребёнку: чтобы экономить стабильно и с удовольствием, нужно найти золотую середину. Например, откладывать 25% от доходов, а остальное тратить.

Предупредите ребёнка, какую сумму он может тратить каждый день — чтобы спустя 1,5 недели он вдруг не обнаружил, что все деньги уже потрачены.
Пример

Петя сделал так: решил откладывать в месяц 750 рублей,
а остальные 2 250 тратить на шоколадки.
2. Сколько нужно откладывать

Посчитайте, сколько нужно откладывать в месяц, чтобы накопить нужную сумму в указанный срок.
Пример

Петя с родителями посчитал: чтобы за 5 месяцев накопить 5 000 на наушники, в месяц ему нужно откладывать 400 рублей (с учётом, что дедушка с бабушкой подарят деньги). Значит, он может либо увеличить свои ежедневные траты, либо получить наушники быстрее, чем он ожидал.
3. Соотносим желаемое с реальным

Сводим все суммы в таблицу.
Если у вас всё сошлось — отлично, идём дальше. Если в конце срока остались деньги, решите вместе, будете ли вы продолжать копить дальше или нет.
Пример

Петя составил табличку и понял, что может накопить на наушники всего лишь за 3 месяца, а не 5 — спасибо бабушке и дедушке. Петю такой подход замотивировал, и он решил не увеличивать свои расходы, а продолжать копить, но уже на гироскутер.
4. Корректируем план

А что, если денег не хватает? Ребёнок должен сам сравнить суммы «хочу» и «надо, чтобы купить вещь в срок». И принять решение: либо начать копить активнее, либо купить вещь попозже. Если этого не хочется — переходим к следующему шагу.
Шаг 5. Оптимизируем бюджет
Это можно сделать двумя способами: уменьшить расходы или увеличить доходы.
Как экономить. Советы для детей

  • Каждый день записывать траты. Потом можно подсчитать и ужаснуться — сколько денег уходит непонятно на что.
  • Тайм-аут. Перед тем, как что-то купить, возьмите сутки на размышления.
  • Убрать деньги подальше. Не очень хорошая идея — держать их на виду и в свободном доступе. Боремся с соблазнами: детям помладше подойдёт копилка, а с 14 лет можно вносить накопленное на собственный банковский счёт.
Можно не только уменьшать расходы, но и увеличивать доходы. Правда, мало кто готов взять школьника на работу, да и Трудовой кодекс детский труд не одобряет. Поэтому хорошо, если возможность заработать появится в семье.
Как дать ребёнку заработать. Советы для родителей

  • Придумайте школьнику спецзадания вне обычного круга его обязанностей и оплатите их. Задачи должны быть посильными, не в ущерб учёбе и соответствовать возрасту. В 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.
  • Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор и нарушать его нельзя.
  • Не стоит платить деньги за хорошие оценки и штрафовать за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребёнку, зачем нужно хорошо учиться — и что это, в первую очередь, его интерес.
  • Не платите за обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой) — ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребёнку будет несправедливым. А вот выгулять собаку соседа — вполне себе идея для заработка.
Пример

12-летняя Лена к лету хочет велосипед за 7 000 рублей. Откладывать она может 500 рублей в месяц, до лета осталось 5 месяцев... Бюджет явно не сходится. Лена решила:

  1. Урезать расходы. 2 автобусных остановки до школы можно ходить пешком. Это решение дало ей дополнительные 250 рублей в месяц — столько стоит школьный проездной.
  2. Увеличить доходы. Девочка договорилась с соседкой, что зимой будет по будням выгуливать ее собаку и получать по 200 рублей за прогулку.
Вот какой расчёт получился:
Вот теперь всё сошлось — Лена будет летом кататься на велосипеде. Более того, остаток зимы она может спокойно ездить на автобусе — по таблице видно, что денег всё равно хватит.
Как ещё помочь ребёнку
Наглядные инструменты

  • Красивая копилка с надписью «коплю на мечту». Или просто банка с наклейкой «коплю 5000 на крутые кроссовки». Раз в неделю можно вытряхивать деньги и вместе пересчитывать, отмечая прогресс.
  • Два конверта: «трачу» и «коплю». Чтобы делить между ними каждое финансовое пополнение и записывать прогресс.
Дополнительный стимул

Если цель масштабная и копить предстоит долго, установите поощрительные призы за достижение промежуточных целей. Это поможет ребёнку сохранить мотивацию на долгом пути.

Пример. «Накопишь половину — добавлю 500 рублей» или «за каждые 500 накопленных добавляю 100 сверху».
Разговоры про деньги

  • Введите «финансовые субботы» (или любой другой день недели). Мягко просите ребёнка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Только не нужно грозно требовать отчёта, всё должно быть добровольно.
  • Удачные решения хвалите, а ошибки разбирайте спокойно.
  • Не реагируйте на бессмысленные траты шумными разборками. Да, нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на ерунду. Относитесь к таким тратам как к «цене за обучение» финансовой грамотности.
Итого
  1. Разумно обращаться с деньгами можно и нужно учить в раннем возрасте. На формирование полезного навыка нужно время.
  2. Объясните важные финансовые понятия, такие как сбережения, бюджет и цели. После этого регулярно разговаривайте с ребёнком о его финансах: анализируйте и поддерживайте.
  3. Дайте школьнику возможность заработать. Это отличный способ научить трудиться ради цели и знать цену деньгам.
  4. Младшие дети могут хранить свои сбережения в копилке, но ребятам постарше лучше завести отдельную банковскую карту.
  5. Работайте в команде: обсуждайте семейный бюджет, вместе копите на общие цели. Помните, что самый важный пример для ребёнка — вы сами.
Как вам статья?
Читайте ещё